Полезные советы

Периодические медицинские осмотры

12.01.2024

Периодический медицинский осмотр детей

Медосмотр дети должны проходить раз в год — в месяц своего рождения или максимально приближенные к этой дате сроки. Это дает возможность планово организовать работу по выдаче медицинских справок, избежать массового потока детей в начале учебного года и каждому врачу уделить достаточное внимание качественного осмотру. Это дает возможность и родителям задать все интересующие вопросы о состоянии ребенка.

В справке прописывается комплексная оценка состояния здоровья ребенка: диагноз, эмоциональное состояние организма, резистентность, указывается группа для занятий по физкультуре и группа здоровья. Каждый год дети должны сдавать анализы крови и мочи, у них измеряют вес, рост, остроту зрения, артериальное давление, проверяют осанку. Если у врача-педиатра возникают вопросы, он направляет ребенка на дополнительные обследования.

Необходимо отменить, что данная медицинская справка не требует дополнительного осмотра в течение года: ни к началу учебного года, ни по требованию администрации учреждений образования. Углубленный осмотр включает в себя посещение узких специалистов и проводится в возрасте 3 лет перед детским садом, в 6 лет — перед школой, в 12 лет и в подростковом возрасте с 15 до 17 лет — ежегодно. У мальчиков этот период совпадает с началом призывного возраста, и осмотр проводится для военкомата. В 9−11 классах справка для поступления делается сразу после зимних каникул, а в 12 лет — летом.

Углубленный осмотр предполагает и визит девочек к гинекологу. Трехлетки посещают его перед оформлением в детсад. Если такого осмотра не было, то девочку направляют к врачу в 6 лет. Это делается для того, чтобы исключить врожденные особенности развития, оценить гигиенический уход. При осмотре должны присутствовать родители. Раньше следующий обязательный поход к гинекологу для девочек был в 12 лет, во время начала полового созревания. Теперь в этом возрасте осмотра нет. Но ежегодные осмотры начинаются с 15 лет.

Справку можно оформить и в частном медицинском центре, предоставив выписку из карточки по месту жительства.

Справки для посещения спортивных секций, клубов и кружков выдаются отдельно от справок о состоянии здоровья. И в зависимости от направления секции назначаются дополнительные методы диагностики.

Если ребенок занимается серьезно спортом, он проходит медосмотр согласно постановлению Министерства спорта. Там совершенно другой перечень исследований. Если ребенок только начинает заниматься, исследуется наличие функциональных отклонений, ЭКГ, дополнительные анализы, если врач считает это необходимым.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РБ №1141 от 16.11.2015 «О совершенствовании  медицинского контроля за состоянием здоровья детей».

Вам необходимо обеспечить:

1.Прохождение медицинского осмотра несовершеннолетнего  ЕЖЕГОДНО  в месяц его рождения.

2.Своевременное предоставление справки в учреждение образования с указанием группы здоровья для занятия физической культурой и спортом и рекомендациями (при необходимости) с учетом состояния здоровья ребенка.

Источник информации:  https://news.tut.by/society/511125.html

свернуть

Конфликты на детской площадке.

09.01.2024

Консультация для родителей: «Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»

Детская игровая площадка - это место, где дети познают мир, пытаются взаимодействовать с другими людьми и вообще проводят достаточно большое количество времени. Нередко на детской площадке могут возникать конфликтные ситуации и истерики. Как этого избежать и предупредить?

1. Всегда берите с собой на площадку игрушки.

Даже если малыш ими и не будет играть, их можно использовать, чтобы поменять на чужую игрушку, которая будет нравиться малышу. Пусть ребенок сам выберет, что хочет взять. Хорошо если бы у него была бы собственная сумочка или рюкзак, куда он положит нужные ему вещи и сам будет их нести (для детей от 2-х лет).

2. Одевайте ребенка на прогулку не как «на праздник».

Ребенок должен иметь возможность упасть, измазаться и знать, что ему за это ничего не будет - только так он сможет познать мир полностью. Если на улице мокрая погода - резиновые сапоги прекрасный выход из ситуации. Хорошо иметь с собой на прогулке сухие и влажные салфетки.

3. Старайтесь как можно меньше запрещать ребенку.

Конечно, если это касается безопасности настаивайте на том, чтобы вы были рядом. То есть, когда 1,5 летний малыш пытается залезть на горку, не возбраняйте сразу и не убирайте с горки, а помогите ему познать новый «инструмент», будучи рядом и «страхуя» его. Или если ребенок подошел к луже, не зовите его сразу оттуда, а дайте лучше палочку в руки и покажите, как можно «играть» с лужей так, чтобы не замочитесь.

4. Не будьте пассивными.

Пробуйте играть с ребенком - машинками, коляской, мячиком, в прятки ..., только следуйте за желаниями ребенка, привносит свои идеи только тогда, когда видите, что ребенок заскучал и не знает, чем заняться или как способ переключить внимание (для маленьких детей).

5. Не игнорируйте моменты, когда ребенок берет без спросу чужую игрушку.

Малышам надо объяснить, что это не его и просто так чужое брать нельзя. Если ребенок совсем маленький, покажите ему пример как надо просить игрушку или как надо меняться. Очень важно, чтобы вы озвучили просьбу, таким образом научив ребенка правильно формулировать нужные фразы. Если хозяин не хочет ни давать игрушку, ни делиться, объясните своему малышу, что мальчик или девочка не хотят давать, у каждого есть свои вещи и это нормально.

6. Если ваш ребенок ударил кого-то, обязательно подчеркните то, что так делать нельзя.

И покажите на собственном примере, как следует решить конфликт по другому (например, ваш мальчик толкнул другого поскольку тот насыпал на него песок. Покажите ребенку другой способ разрешения ситуации - «мне неприятно, что ты сыпешь на меня песок, не делай так!»). Учите разрешать конфликты, не обращаясь сразу к кулакам.

7. Если у вашего ребенка забрали игрушку и он против этого, не надо называть его жадным, а расскажите лучше, как можно вернуть игрушку.

Можно сказать «если ты не хочешь давать совочек, подойди и скажи это мальчику». Предложите вашему ребенку поделиться какой-то другой игрушкой. Если же ваш малыш совсем ничем не хочет делиться, а вокруг много детей, предложите ему вообще убрать игрушки или пойти и играть туда, где никого нет. Таким образом мы показываем ребенку, что уважаем его право собственности, не заставляют делиться, а делаем так, что вскоре он сам поймет, что лучше поделиться, иначе он будет играть отдельно от всех. консультации психолога доу для родителей Но это будет его собственное желание, стоит только немного подождать.

8. Бывают моменты, когда ваш ребенок приходит и жалуется вам на то, что другие дети не хотят с ним играть или не принимают в свою команду.

консультация психолога, консультация психолога для родителей, консультация психолога в саду, консультации психолога в детском саду, конфликты на детской площадке

В такой ситуации не стоит идти и «разбираться» с другими детьми. Лучше поддержите малыша, посоветуйте, как можно выйти из ситуации, расскажите, чтобы вы сделали на его месте. Например, можно сказать «а ты создай свою команду», «давай построим замок или тоннель из песка». Другие дети, увидев как малыш с увлечением играет в песке сами захотят к вам присоединиться.

9. Частой причиной конфликта является момент, когда надо уходить с площадки. Что делать?

Перед тем, как идти домой предупредите ребенка об этом. Предупреждать стоит не менее 3 раз, между которыми совершать короткие интервалы времени. Начинайте предупреждать не позднее чем за 10-15 минут.

Проследите, чтобы ребенок закончил начатую игру. На самом деле дети часто переключают деятельность и бывает очень редко так, что малыш долго играет в одно и то же. Главное - не прерывать деятельность, тогда ребенку легче будет покинуть площадку.

Конечно, есть такие моменты, когда ребенок просто не хочет идти домой и это нормально! Если вы сказали, что пора - значит пора, не идите у ребенка на поводу. Ведь так вы жертвуете своими потребностями, а это путь к распущенности.

Когда вы идете с площадки никогда не говорите ребенку неправду. Часто родители могут сказать: «Пойдем домой - там бабушка приехала». Хотя на самом деле никакой бабушки там нет. Или «я пошла домой, а ты оставайся здесь сам (а)». Ребенку надо говорить только правду. Иначе - между вами может просто исчезнуть доверие и тогда ребенок все меньше и меньше будет вас слушаться и воспринимать всерьез все, что вы говорите. Кроме того, ребенок учится врать. Тогда можете не удивляться, откуда ваш малыш умеет говорить ложь

10. Желаю вам получать от прогулки удовольствие вместе с вашим ребенком!

Воспринимайте это как способ познания мира и всеобщего развития.

свернуть

Семья и семейные традиции

Семья в жизни человека – это не просто базовая ячейка общества, но и место, где он может чувствовать себя защищённым и счастливым. В ней мы растём, накапливаем знания, обретаем характер и впитываем ценности, которым нас учат родители. Это не что иное, как планомерное воздействие семьи на развитие человека, одним словом – воспитание, поэтому не зря  В. А.Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей».

Семейные ценности непременно находят своё отражение в деятельности, характере и поведении ребёнка. Являясь совокупностью представлений о жизни, её смысле, взаимоотношениях и о мире в целом, они выступают неотъемлемыми составляющими интеллекта ребёнка и его мировоззрения. Этим определяется важность семейных ценностей в процессе формирования личности. Нужно не просто учить детей тому, что счастье семьи строится на любви и мире, а обязательно подтверждать свои слова примерами из личного опыта. Нужно понимать, что дети невольно копируют своих родителей, а именно их манеру общения и поведения, поэтому необходимо заниматься и самовоспитанием, уметь сдерживать эмоции и решать конфликты мирно посредством поиска компромисса. Из этого следует, что ребёнок усвоит те семейные ценности, которыми обладает родитель.

Традиции семьи и её ценности – это очень хрупкие составляющие человеческой духовной сущности, их необходимо беречь и дорожить ими, ведь из этого складывается трепетное отношение к нормам морали. Ребёнок не осознает этого, если ему это не объяснить. Для этого существуют основополагающие принципы воспитания, являющиеся для родителей вспомогательными. Давайте рассмотрим эти принципы.

Начнём с того, что под словом принципы понимаются исходные положения, которыми следует руководствоваться для создания педагогически верной тактики воспитания. Эти принципы таковы:

– отношения должны строиться на любви и доброжелательности;

– ребёнка в семье должны принимать таким, какой он есть;

– воспитывать нужно, учитывая возраст, пол и индивидуальные особенности ребёнка;

– с малых лет должны прививаться основы гуманизма и уважения к личности;

– родители должны быть образцом для подражания;

– использование игры необходимо в качестве основного способа деятельности;

– общаться с детьми нужно на основе оптимизма (это включает пять принципов позитивного воспитания по Грею Джонсу :

1)отличаться от других – нормально;

2) совершать ошибки – нормально;

3)проявлять негативные эмоции – нормально;

4)хотеть большего – нормально;

5) выражать своё несогласие – нормально, но ребёнок должен помнить, что мама и папа – главные );

Внутренний мир ребёнка также является отражением ценностей семьи. Он начинает своё развитие с переживаний внутренних потребностей с последующим их опредмечиванием. В этом процессе объекты внешнего мира, прежде всего, мать, приобретают для ребёнка определённые значения и эмоциональную окраску, а эмоции в свою очередь существуют в неразрывной связи с семейными ценностями и традициями. Всё, что ребёнок познает в процессе знакомства с миром, будет одухотворено с помощью психической функции мышления, которое интеллектуально и морально. Новые знания будут включать в себя и представления о ценностях семьи, что позволит ребёнку мыслить через призму своей духовности.

Взгляды людей на семейные ценности различны. Это выражается в религиозном и светском понимании.

Религиозное основывается на традиционном, христианском взгляде на семью и брак. Рождение и воспитание детей, а также взаимная помощь выступают основными целями брака. Намеренный отказ от рождения детей рассматривается грехом и считается эгоистическим поступком. Согласно религиозному пониманию, человек – это существо, созданное Богом, которое обладает принадлежностью к одному из двух полов. Эта принадлежность – особый дар Творца. Главным источником моральных ценностей в религиозном понимании является Бог или иная сверхъестественная сила. Семейные ценности и мораль воплощаются в заповедях, заветах и священных текстах, то есть в разнообразных формах сакрального сознания.

Что касается светского понимания, то оно усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира. Светское понимание объясняет сформировавшуюся систему социальных и моральных норм с точки зрения психологии личности и общества и находит своё отражение в федеральном законе Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В этом законе говорится о том, что информация, отрицающая семейные ценности, является запрещённой для распространения среди детей. К запрещённой информации, по закону, относится и та, которая провоцирует неуважительное отношение к членам семьи.

Каждая семья определяет для себя наиболее подходящий ей вид понимания духовных ценностей. Сами семейные ценности, по сути, не меняются, меняется лишь их трактовка.

К распространенным семейным ценностям в узком смысле относят:

–ценности супружества;

–ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

–ценности воспитания детей;

–ценности родственных связей;

– ценности, связанные с саморазвитием;

–ценности внесемейных коммуникаций;

–ценности профессиональной занятости.

Если рассмотреть классификацию распространенных семейных ценностей в широком смысле, то получим следующую классификацию:

  1. Общение (Любой человек имеет необходимость обмена информацией, ему важно высказывать своё мнение и получать нужные советы, поэтому в семье должны быть доверительные отношения и искренние разговоры.);
  2. Уважение (Оно выражается в готовности принять чувства, потребности и мысли другого человека, не навязывая ему собственную точку зрения. Важно постараться понять человека. Уважение в семье нельзя путать со страхом. Дети должны уважать, а не бояться своих родителей)
  3. Чувство значимости для своей семьи( Возвращаясь домой, человек хочет видеть радость в глазах близких. Зная, что его ждут дома, он сможет достичь больших успехов)
  4. Умение прощать( Никто из нас не совершенен, и семья – это последнее место, где нам хотелось бы слышать упрёки и критику в свой адрес, поэтому важно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные)
  5. Традиции( Наличие в семье традиций является сплачивающим фактором и делает семью уникальной)
  6. Ответственность( Это надёжность и честность в отношении себя и других, способность отвечать за свои поступки и их последствия)

Семейные ценности и традиции, несомненно, являются факторами воспитательной среды. Они создают социально-поведенческие идеалы и образцы для подражания. Кроме того, наличие духовных ценностей и традиций в семье – это обязательное условие формирования благоприятного эмоционального фона, необходимого для здоровой психики ребёнка.

Рекомендации для разнообразия семейных традиций.

Виды семейных традиций можно разделить на три большие группы:

-Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица и другие. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.

-Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то, а все вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.

-Совместное времяпрепровождение. Это игры, походы в музей, кино, кафе, туристические походы, путешествия.

Наиболее распространенные современные семейные традиции:

-Совместные завтраки, обеды и ужины. Собраться за столом хотя бы один раз в день и обсудить планы на день или итоги этого дня.

-Утренняя зарядка дома или в парке.

-Совместный отдых, чтобы было весело, интересно, а, главное, вместе!

-Личные семейные праздники

-Украшение дома (причем на любой праздник, а не только на Новый Год)

-Субботники, уборка дома

-Покупки всей семьей

-Рукоделие, художественное творчество

-Ведение семейных альбомов

А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их замечаете».

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть