Советы БЕРЕГОШИ

Не надо мусорить!

Как научить детей бережливости

Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. И научить этому всему детей могут, конечно же, только взрослые — родители и воспитатели.

В европейских садах детям преподают такие правила поведения: не брать того, что им не нужно;

не выбрасывать то, чем ещё можно пользоваться;

выбирать натуральные материалы для работы;

предпочитать полезные продукты вредным;

рисовать на обеих сторонах листа бумаги, полностью его используя;

изрисованную бумагу использовать для поделок;

вырезая детали, начинать с края, а не с середины;

при приобретении восковых карандашей смотреть, чтобы они были завёрнуты в бумагу, а не в пластик;

рисовать карандашами, а не фломастерами, потому что от фломастеров остаётся пластмасса;

писать ручками со сменным стержнем;

покупать прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов;

отказываться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, покупать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать;

чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах ставят разноцветные вёдра, ящики или контейнеры для мусора в каждой группе; дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, батарейки.

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

Где и когда возникает мусор. Дети рассказывают о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.

Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с целью получения энергии, создание бумажных изделий из макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).

Дети сами сочиняют сказочные, фантастические истории (например, о людях, которые копят разный хлам), разыгрывают сценки, связанные со сбором, отвозом и переработкой мусора.

Дети учатся сортировать мусор, отвечая на вопросы:

Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга вещи, выброшенные в мусор?

Проверь, правильно ли были выброшены вещи в мусор. Может быть, там оказалось что-то, что можно использовать ещё раз? Как?

Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырьё; как сократить расход электроэнергии.

Детей знакомят с процессом изготовлением бумаги из дерева и из макулатуры, с изготовлением стекла из песка и из битого стекла.

Детям объясняют, что повторное использование одной и той же стеклянной бутылки позволяет сэкономить на изготовлении 60 жестяных банок, а также приводят другие примеры экономии в домашнем хозяйстве.

Детям объясняют, как и сколько покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобство расфасовки и приготовления, а также с позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как хранить и обрабатывать продукты.

Детей знакомят с опасными вещами и продуктами. К этой категории можно отнести старые лекарства, ртутные термометры, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и другую бытовую химию, баллончики с остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружающим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.

Детям рассказывают, что представляет собой компост, как научиться создавать компост в деревне или на даче, подчёркивают важность компостирования, по возможности, всех биологических отходов. Детям объясняют, что можно компостировать: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов, пищевые остатки, обрезки, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, чайные пакетики.

 

 

 

 

                                                                  Бережливость — важный источник благосостояния”. Цицерон

       Бережливость – моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.

        Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения с взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Ребенок как можно раньше должен усвоить мысль: все, что необходимо для жизни людей, создается трудом. В каждую вещь вложен труд, поэтому, обращаться с ней неаккуратно, ломать, не беречь – значит не уважать усилия тех, кто создал ее.

               Воспитание бережливости надо начинать с первых лет жизни. Многие родители ни в чём не отказывают ребёнку, ограничивая себя даже в необходимом, приобретая ребёнку «чтобы не хуже, чем у других». У ребёнка создаётся впечатление, будто любая вещь приобретается с лёгкостью, он не осознаёт её ценности, не видит её красоты, пользы, со временем ломает игрушку. Зачастую родители поощряют такое варварство: «Зачем тебе этот хлам? Лучше новое  купим». Привыкший к этому ребёнок, когда станет взрослым, легко будет расставаться с тем, что когда – то ему было дорого. Прежде чем требовать от ребенка правильного обращения с предметами, нужно его этому научить и терпеливо напоминать, что каждая вещь имеет свое значение. С самого раннего возраста ребенку нужно объяснять: каждая вещь требует ухода, у каждой вещи свое место, откуда взял ее туда и положи. Эти правила легко усваиваются детьми, если ребенок постоянно видит порядок в доме, а взрослые являются для него примером. Предоставьте ребенку возможность принимать участие в поддержание порядка сначала  в своих игрушках, а по мере возрастающих детских возможностей – в уходе за своими личными вещами, предметами, а затем и в доме. Пусть пробуждается в нем чувство хозяина, выражающееся в умение видеть не порядок и устранение его, в умение обслужить себя самостоятельно. Следите, чтобы ребенок, заканчивая свои дела, непременно убирал все, с чем занимался и играл. Он должен твердо усвоить – свои вещи, игрушки он должен убирать сам, никто этого делать за него не будет. С малых лет нужно научить ребенка относиться к общественным вещам, как к своим. Такое отношение врабатывается с малого, например с умения, заботиться о сохранении вещей старших и младших членов семьи. Самое главное для малышей в воспитании такого личностного качества, как бережливость — повседневный опыт. Занимаясь аппликацией, учим работать на салфетке, чтобы не испортить стол. При занятии хозяйственными делами — надеть фартук, чтобы не испачкать одежду. Таких примеров из повседневной жизни — тысячи. Если испортилась игрушка, книга или какая-нибудь вещь, принадлежащая ребёнку, не следует торопиться её выбрасывать и покупать новую. Давайте попытаемся вместе с ребёнком эту вещь исправить. Так дети учатся продлевать жизнь вещам и экономить деньги родителей.
             Процесс нравственно-экономического воспитания младшего дошкольника не состоится без участия родителей, так как первые познания мира экономики ребёнок делает в семье. В результате несогласованных воспитательных воздействий на дошкольника формируется разный стиль поведения малыша. Ребёнок, порой, не понимает, для чего необходимо экономить воду. Ведь дома она подолгу льётся из крана, если на кухне мама.  Если ваш малыш будет видеть дома примеры экономного расходования водных и энергоресурсов, бережного отношения к вещам, то, вполне вероятно, он вырастет рачительным хозяином с высоким уровнем ответственности, деловитым, организованным, умеющим с наименьшими затратами достичь наилучших результатов. Если приучать детей к бережливости, они будут внимательнее относиться к своим и к чужим вещам, к окружающей среде, что в дальнейшем станет основой для воспитания бережного отношения к природе, к стране.