Информационно - методический кабинет

Рекомендации по развития игровой деятельсности

26.03.2024

Рекомендации по развитию игровой деятельности

В младшей группе
  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
  2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
  3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
  4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
  6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
  7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
  8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
  9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
  10. Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
  11. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
  12. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

В средней группе

  1. Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
  2. Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
  3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  4. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
  5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
  7. Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
  8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
  9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
  10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
  11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры

В старшей группе

  1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
  2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
  3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
  4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.
  5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
  6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
  7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
  8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
  9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
  10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
  11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
  12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
  13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
  14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
  15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
  16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
свернуть

Метады і прыёмы развіцця маўлення

26.03.2024

Метад развіцця маўлення – гэта спосаб узаемадзеяння педагога і дзяцей, якое забяспечвае фарміраванне ў апошніх маўленнчых уменняў і навыкаў. У дашкольнай дыдактыцы ў цэлым і метлдыцы развіцця маўлення ў прыватнасці прынята выдзяляць тры группы метадаў: наглядныя, слоўныя і практычныя.

 

Наглядныя метады падзяляюцца на непасрэдныя і апасродкаваныя. Калі дзеці маюць магчымасць назіраць аб’ект непасрэдна, выкарыстоўваюцца непасрэдныя метады. Гэта метад назіранняў і яго разнавіднасці: агляды памяшканняў, экскурсіі, разглядванне прадметаў.

Калі аб’екты недаступны для непасрэднага назірання, выхавальнік знаёміць з імі дзяцей апасродкаваным шляхам, г.зн. выкарыстоўваючы выяўленчую нагляднасць (карціны, фотаздымкі, кінафільмы, цацкі). У старшых групах выкарыстоўваецца такі наглядны метад, як дэманстацыя мадэляў.

Разглядванне карцін са знаёмым зместам, цацак як умоўных вобразаў знаёмых прадметаў і істот, расказванне пра іх прымяняецца і з мэтай паўторнага азнаямлення з аб’ектам, замацавання атрыманных падчас назіранняў ведаў, фарміравання звязнага маўлення. Зразумела, што ва ўсіх гэтых працэсах абавязкова прысутнічае слова выхавальніка, які накіроўвае ўспрыманне дзяцей, тлумачыць і называе тое, што паказваецца.

Да слоўных метадаў, якія выкарстоўваюцца ў дзіцячым садзе, адносяцца чытанне і прераказ мастацкіх твораў, завучванне на памяць, аповед, абагульняючая гутарка. Але ва ўсіх слоўных метадах, як правіла, выкарыстоўваюцца і наглядныя прыёмы: паказ цацак, малюнкаў, прадметаў, ілюстрацый. У старэйшым даашкольным узросце дапускаецца пераказ без апоры на нагляднасць.

Практычныя метады накіраваны на выкарыстанне маўленчых уменняў і навыкаў і іх удасканаленне. Часцей за ўсё практычныя метады носяць гульнявы характар. Гэта дыдактычныя гульні, гульні-драматызацыі, інсцэніроўкі, пластычныя эцюды, рухавыя гульні са слоўнымі прыгаворамі. Да практычных метадаў адносяцца таксама розныя віды дзіцячай дзейнасці – канструляяванне, маляванне, праца, мадэляванне і падобныя, кожны з якіх суправаджаецца размовай выхавльніка і дзяцей.

Як бачна, дзелянне метадаў развіцця маўлення на групы з’яўляецца вельмі ўмоўным, паколькі паміж імі няма выразнай мяжы.

А.Г.Арушанава вылучае таксама праблемныя метады развіцця маўлення. Да іх адносяцца творчыя заняткі, словаўтваральныя сітуацыі, праблемныя пытанні.

У залежнасці ад характару маўленчай дзейнасці дзяцей ўмоўна выдзяляюцца рэпрадуктыўныя і прадуктыўныя метады развіцця маўлення.

Рэпрадуктыўныя метады заснаваны на ўзнаўленні маўленчага матэрыялу, на перайманні гатовых узораў. Гэта, напрыклад, пераказ блізка да тэксту, завучванне на памяць, гульні-драматызацыі па змесце літаратурных твораў.

Прадуктыўныя метады накіраваны на навучанне дзяцей пабудове ўласных звязных выказванняў, развіццё маўленчай творчасці. Да гэтых метадаў адносіцца абагульняючая гутарка, расказванне, творчы пераказ, мадэляванне, творчыя заданні.

Паколькі элементы творчасці ёсць у рэпрадуктыўных метадах, а элементы ўзнаўлення ўзору – у прадуктыўных, дакладнай мяжы паміж гэтымі метадамі таксама не існуе.

Кожны метад уяўляе сабой сістэму метадычных прыёмаў, якія аб’ядноўваюцца агульнасцю задачы развіцця маўлення і падыходу да яе вырашэння. Метадычныя прыёмы – гэта элементы метадаў, іх складаныя часткі. Прыёмы развіцця маўлення таксама падзяляюцца на тры асноўныя групы: слоўныя, наглядныя і гульнявыя.

Існуе вялікая колькасць слоўных прыёмаў. Найбольш распаўсюджаныя з іх ніжэйнаступныя.

Маўленчы ўзор – правільная, загадзя прадуманая маўленчая дзейнасць выхавальніка, прызначаная для пераймання дзецьмі. Гэта можа быць узор вымаўлення гука, слова, пабудовы граматычнай формы, аповеду. Узор павінен быць даступным дзецям па форме і змесце. Каб дамагчыся асэнсаванага паўтарэння дзецьмі ўзору маўленння выхавальніка, карысна суправаджаць яго іншымі прыёмамі: тлумачэннямі, указаннямі.

Паўторнае прагаворванне – наўмыснае (але не прымусовае) шматразавае паўтарэнне аднаго і таго ж гука, слова, сказа з мэтай яго запамінання. Паўтарэнне можа ажыццяўляцца за педагогам, іншымі дзецьмі, можа быць сумесным (выхавальніка і дзіцяці або двух дзяцей) ці харавым.

Слоўныя практыкаванні – шматразавае выкарыстанне дзецьмі пэўных маўленчых уменняў і навыкаў. Ад паўторнага прагаворвання адрозніваюцца большай частатой, варыянтнасцю, большай доляй самастойных намаганняў дзяцей.

Тлумачэнне – раскрыццё сутнасці якой-небудзь з’явы або спосаба дзеяння. Выкарыстоўваецца ў працэсе назіранняў і абследавання прадметаў, пры раскрыцці значэння слова і вырашэнні тншых задач.

Указанні – тлумачэнне, паведамленне дзецям спосабу дзеяння для дасягнення пэўнага выніку. Указанні могуць быць навучальныя, арганізацыйныя, дысцыплінавальныя.

Ацэнка дзіцячага маўлення – разгорнутае матыванае меркаванне пра маўленчае выказванне дзіцяці. Ацэнка павінна не проста канстатаваць характар маўлення дзіцяці, але і навучаць, удасканальваць яго маўленне. Улічваючы эмацыянальны ўплыў ацэнкі на дзяцей, яна павінна быць у асноўным станоўчай. Маўленчыя памылкі тактоўна выпраўляюцца з дапамогай іншых метадычных прыёмаў (узору, тлумачэння).

Пытанне – слоўны зварот, які патрабуе адказу. Пытанні падзяляюцца на асноўныя і дапаможныя. Асноўныя у сваю чаргу могуць быць канстатавальнымі (хто? што? які? дзе? куды? і да т.п.) і пошуковымі (чаму? навошта? чым падобныя?) Дапаможныя пытанні бываюць навадныя і пытанні-падказкі. Пытанні выкарыстоўваюцца ў размовах дыдактычных гульнях, пры навучанні розным відам расказвання, г.зн. ва ўсіх метадах развіцця маўлення.

Наглядныя прыёмы – паказ рознага ілюстратыўнага матэрыялу (малюнкаў, рухаў у гульні-драматызацыі і да т.п.), становішча органаў артыкуляцыі пры навучанні гукавымаўленню і інш. Спалучаюцца са слоўнымі прыёмамі, напрыклад паказ аб’екта і называнне новага слова.

Гульнявыя прыёмы могуць быць як слоўнымі (выкарыстанне жарту пры тлумачэнні задання, небыліцы), так і нагляднымі (выкарыстанне гульнявых персанажаў тыпу “беларускамоўнай” лялькі, фантаў, гульнявых рухаў). Такія прыёмы павышаюць цікавасць дзяцей да заняткаў, садзейнічаюць актывізацыі іх маўлення.

Усе вышэйпералічаныя прыёмы развіцця маўлення з’яўляюцца прамымі. Існуюць і ўскосныя прыёмы: напамінанне, рэпліка, заўвага, падсказка, парада.

Розныя прыёмы выкарыстоўваюцца ў залежнасці ад задачы развіцця маўлення, зместу заняткаў, узроставых і індывідуальных асаблівасцей дзяцей.

свернуть

Методы и приемы,  используемые на занятиях

09.02.2024

Методы и приемы,

 используемые на занятиях

 Методы и приемы, используемые на занятиях. Процесс обучения осуществляется различными методами.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и воспитанников, направленная на достижение поставленных образовательных задач. В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов: наглядные; практические; словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют с основными формами мышления.

Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;

Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;

Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

 

Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них. В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

 НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

 Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно- следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида: распознающего характера, с помощью которых формируются представления о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает представления о процессах, объектах окружающего мира; репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления. Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований: ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения; планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения; учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы: Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач: 1) расширение представлений детей и развитие их речи; 2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание. Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов: предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, представлений детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм; после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи; через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты; после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям. Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольные  учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний. Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства. Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля. Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников. Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно—действенной, наглядно—образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 К группе практических методов обучения в детском саду относятся: – упражнения; – игровой метод; – элементарные опыты; – моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений: – подражательного характера; – конструктивного характера; – творческого характера; – игровые. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении. Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей. Чтение художественных произведений детям. Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) Сравнение Метод моделирования и конструирования

 Метод вопросов

 Метод повторения

 Решение логических задач

Экспериментирование и опыты

 Методы повышения эмоциональной активности

Игровые и воображаемые ситуации

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации

Сюрпризные моменты

Элементы творчества и новизны

 Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

 Эмоциональная насыщенность окружения

Мотивирование детской деятельности

 Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

 Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

 Игровые приемы

Юмор и шутка

Экспериментирование

Проблемные ситуации и задачи

Неясные знания (догадки)

Предположения (гипотезы)

 

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ И ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков: – на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования; – они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей; – они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков. Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием – в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

 3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

 4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей. 5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

 7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

 

Литература:

 1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, НМУ «Национальный институт образования», 2019. – 416 с.

 2. Горбатова, Е.В. Веселые игры с линией и цветом (Серия «Умней-ка!»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 с.

3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.

 4. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования.

 5. Литвина, Н.В., Лосик, Е.И. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром (с электронным приложением): учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования

6. Смолер, Е.И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.И. Смолер. –Нац. ин-т образования, 2014. – 94 с

свернуть
Меню раздела