Памятка по насилию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

04.04.2024

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

  • изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));

  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

  • половое сношение и иные действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);

  • развратные действия (ст. 169 УК);

  • понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);

  • использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:

Конституция Республики Беларусь;

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

Уголовный кодекс Республики Беларусь;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII;

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;

Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе ре­гистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;

Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граж­дан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;

Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 но­ября 2006 г. № 18 и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкос­новенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуаль­ных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои­тус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон­такт все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

  • может не осознавать значение сексуальных действий в силу функ­циональной незрелости;

  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального наси­лия в отношении детей.

К контактному насилию специалистами относятся следующие дей­ствия:

  • половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;

  • мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;

  • введение различных предметов во влагалище или анус;

  • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

  • демонстрация эротических и порнографических материалов;

  • совершение полового акта в присутствии ребенка;

  • демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представ­ляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст - 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.

Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4. Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрос­лые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальней­шем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

  • патриархально-авторитарный уклад;

  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

  • конфликтные отношения между родителями;

  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;

  • ребенок долгое время жил без родного отца;

  • вместо родного отца отчим или сожитель матери;

  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].

Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только

в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступле­ния, могут также относиться:

  • лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;

  • подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алко­голь и наркотики;

  • лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;

  • лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;

лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным

  • действиям;

  • лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;

  • лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;

  • лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внима­ние на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут сви­детельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким об­разом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

  • оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо пере­едание (булимия);

  • анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;

  • вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие ин­фекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального от­верстия;

  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;

  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;

  • жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;

  • боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;

  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

  • недержание мочи;

  • рвота;

  • потеря сознания;

  • болезни, передающиеся половым путем;

  • ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспус­кательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

  • не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных от­ношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);

  • сексуальные действия, направленные на сайга себя (аутосексуаль­ные действия):

  • демонстрация интимных частей тела;

  • мастурбация;

  • необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:

  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

  • имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

  • соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу;

  • сексуальные действия с другими детьми;

  • необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:

  • трение половыми органами о тело взрослого;

  • завлекающее поведение по отношению к взрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • постоянное возбуждение, истерические симптомы:

  • стремление куда-то бежать, спрятаться;

  • быстрая потеря самоконтроля;

  • нервные срывы, истерики;

  • вспышки агрессивности;

  • депрессивные симптомы:

  • замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;

  • задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;

  • переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;

  • проявление агрессивности и враждебности по отношению к дру­гим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:

  • непристойные выражения;

  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

  • терроризирование младших детей и сверстников;

  • жестокость по отношению к игрушкам;

  • самоагрессия:

  • причинение травм и увечий самому себе;

  • курение, употребление алкоголя, наркотиков;

  • побеги из дома, прогулы школы;

  • проституция;

  • попытки совершить суицид или желание это сделать;

  • возникшие трудности в общении с ровесниками:

  • нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;

  • отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;

  • отчуждение от братьев и сестер;

  • поведенческие изменения:

  • возврат к детскому, инфантильному поведению;

  • наоборот, слишком «взрослое» поведение;

  • изменения в отношении к собственной внешности:

  • утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;

  • наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);

  • крайняя настороженность, подозрительность;

  • амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);

  • рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»).

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

  • виктимность (жертвенность) ребенка:

неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

  • навязчивая зависимость;

  • чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным слу­чаям;

  • неожиданные, резкие перемены к:

  • конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);

  • месту («Я не могу ездить в лифте»);

  • любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);

  • изменение отношения к школе и учебной деятельности:

  • резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);

  • пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;

  • изменение отношения к семье:

  • принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);

  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  • снижение самооценки:

  • обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;

  • чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;

  • маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);

  • жажда победы и самоутверждения любой ценой;

  • вина, стыд, чувство собственной испорченности:

  • чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;

  • восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;

  • синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);

  • в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

Появление невротических и психосоматических симптомов:

  • навязчивые страхи, тревога:

  • боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;

  • боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);

  • сопротивление тактильным контактам:

  • нежелание, чтобы целовали, обнимали,

  • нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;

  • боли (головная боль, боли в области живота и сердца);

нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница

  • боязнь телесных повреждений;

  • резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;

  • тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспе­чение условий для нормального и разностороннего развития личности, со­здания безопасной и комфортной микросреды:

  • своевременное оказание помощи семьям группы риска;

  • профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;

  • правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учре­ждениях проводятся следующие мероприятия:

  • разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;

  • предупреждение противоправных действий окружающих:

  • информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;

  • проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения;

  • информирование(размещение на стендах в рекреациях образователь­ных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контакт­ных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);

  • мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершенно­летних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;

  • создание подростковых клубови иных объединений для проведения полноценного досуга, развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.

Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных по­пыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв из­насилований, в силу чего возможны повторные посягательства на поло­вую неприкосновенность.

На этом этапе большую роль играют:

  • юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохра­нительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;

  • медико-психолого-педагогическая помощь по телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных цен­трах социального обслуживания населения, кризисных центрах для жен­щин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.

Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязан­ных направлениях: работа с детьми, работа с родителями.

Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо ска­зать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для ис­пользования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно ис­пользовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.

свернуть

 

свернуть

Стоп насилию!

29.09.2023

ПАМЯТКА

для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении

несовершеннолетних

 

Сексуальное насилие это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- сильная реакция испуга или         отвращение в связи с физической близостью определенного взрослого;

  • отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
  • демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
  • ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
  • прогулы занятий      в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.

 

Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

 

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

 

  • Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.

 

  • Нельзя садиться в чужую машину.

 

  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

 

  • Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.

 

Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

 

 

 

        Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

        Во всех областях республики и в г.Минске создана и     функционирует служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

 

Номера телефонов

службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

 

Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

 

Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

 

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

 

Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

 

Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)

 

г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)

 

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

 

Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

 

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр—нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

свернуть